Ошибка
  • Шаблон для данной страницы недоступен. Пожалуйста, сообщите об этом Администратору сайта.

Сплав каякеров Adidas по рекам Алтая

О команде: Adidas Sickline kayak team – команда профессиональных каякеров, собранная со всего мира, занимающаяся экстремальными сплавами и документацией своих экспедиций в разных уголках нашей Планеты. Десять разных людей, десять абсолютно разных характеров, шесть национальностей и разные взгляды на мир, но одна общая страсть – БУРНАЯ ВОДА!

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ:
Каякеры: Томас Марниц (Латвия), Олаф Обсоммер (Германия), Филип Бауес (Германия), Тимо Костер (Германия), Тило Шмитт (Германия), Сэм Саттон (Новая Зеландия), Джаред Михан (Новая Зеландия), Флориан Дилье (Швейцария), Стефан Пион (Франция), Берни Маурахер (Австрия).
Водители: Алексей Скляр (Россия), Алексей Медведев (Россия).

* * *

- Добрый день! Ваши документы и билеты. – милым голосом произнесла девушка, сидящая за стойкой регистрации.

- Здравствуйте! Нас много и только один я говорю по-русски.

- А это что такое? Вы это с собой везете?

- Это наши лодки. Мы на Алтай летим. – ответил я, окинув взглядом 6 лодок и гору снаряжения.

- Понятно, на рыбалку значит собрались. Ну что же, удачной поездки!

В аэропорту

Уже через несколько мгновений большая серебристая птица, плавно покачиваясь в лучах заходившего солнца, уносила нас в сторону Сибири.

* * *

Этот проект я планировал уже давно. Моя маленькая мечта – показать Алтай своим друзьям – становилась реальностью. Тем более, что большинство перцев из команды sickline, никогда не были в России. Мы летели на Алтай, туда, где много лет назад начался мой путь в профессиональный каякинг. Я был на Алтае много раз и думаю, что знаю эти места лучше, чем свою родную Ригу.

Дух свободы. Алтай

Целью этой 4-х недельной поездки было прохождение всех самых сложных рек Сибири. Мы отправились на Алтай в середине июля, когда уровень воды в некоторых реках достигает максимальной отметки и препятствия в каньонах превращаются в белое месиво. После того, как мы провели в Новосибирске 2 дня, в ожидании оставшейся части нашей команды, наши лодки были привязаны на крышу 2-х УАЗиков, и мы двинулись в направлении Монголии на нашу первую реку.

- Томас, ты уверен, что это ведро с гайками доживет до конца нашей поездки? – спросил меня Олаф, открывая дверь запыленного УАЗа.

- Не переживай, это военная машина, у вас в Германии таких нет. К тому же Скляр (водитель серого УАЗа) может починить все на свете. Совсем скоро ты сам все увидишь.

На встречу с бурной водой

Утром следующего дня никто никуда не торопился. Многочасовые перелеты, ожидания в аэропортах, споры с работниками авиакомпаний и 800 км Чуйского тракта были позади. Мы приехали в самое сердце Алтая, где жизнь протекает в совершенно другом русле и по иным правилам. В нашем распоряжении было 3 дня, которые мы планировали провести на Мажойском каскаде. Время потекло совсем по-другому. Мы не спешили, кто-то настраивал фото и видео аппаратуру, кто-то нежился под первыми лучами восходившего солнца, кто-то пристально смотрел в карту, пытаясь угадать написание русских слов и названия алтайских рек. Было тепло и немного лениво, но каждый понимал, что совсем скоро, уже сегодня, начнется серьезный сплав, поэтому все без исключения наслаждались спокойным моментом безделья.

Мажойский каскад, р.Чуя – около 20 км, 1 день, сложность class IV-V

Мажойский каскад – это уникальное творение, созданное природой за многие тысячелетия. Около 20 км отличных порогов, возможно, лучшая бурная воды в России. Условно весь каскад можно разделить на 2 части, верхняя (16 км, class IV) более простая, и нижняя часть(3-4 км, class V), в которой сконцентрированы наиболее сложные препятствия этой реки.

Мажойский каскад. Алтай

Одного взгляда на Мажой хватило, чтобы понять, что воды в реке очень много. Я сплавлялся по Мажою огромное количество раз, но такой высокой воды здесь не видел никогда.

В бурной воде

«Я думаю, что уже в первый день сплава мы нашли то, что искали. Говорят, что серферы всю жизнь мечтают поймать идеальную волну. Сегодня на Мажое, мы поймали идеальную бурную воду! Чувствуя себя маленьким и уязвимым в этой громаде, разноцветной огромной змеёй мы друг за другом катились вниз по ущелью. В каждой следующей суводи, я видел улыбки своих друзей и горящие глаза, похожие на те, какими смотрит ребёнок вокруг себя, находясь в игрушечном магазине. Мажойский каскад – это, пожалуй, одна из самых больших игрушек, с которой мне доводилось когда-либо играть!» - сказал Филип, улыбаясь и пристально всматриваясь в узкую, глубокую щель среди гор, откуда доносился грохот нижних порогов Мажоя.

Вид со скалы

Последующие 3 дня мы сплавлялись по нижнему участку Мажойского каскада, играя в большие игры, и готовились к нашему первому многодневному путешествию на Алтае, по связке рек Карагем + Аргут.

Ночью, по дороге на Карагем, мы слегка плутанули и врезались в небольшой пень, тем самым погнув рулевую тягу. Те, кто никогда не был в России, уже было подумали, что на этом наш сплав по Карагему закончен, но Скляр с помощью кувалды и своих золотых рук быстро убедил наших друзей в том, что любая поломка УАЗа может быть легко исправлена, тем более такая мелочь, как рулевая тяга.

Починка транспортного средства

Ремонт авто

р.Карагем – около 40км, 1 день, сложность class IV-V

Тимо Костер:
«Карагем был началом нашего первого многодневного сплава в Сибири. Для меня лично, это вообще был первый многодневный сплав в жизни, поэтому я немного волновался. Все снаряжение и продукты надо было вести с собой, поэтому сплав на гружёной лодке сильно отличался от привычных однодневных покатушек. Карагем уже на первых метрах показал нам свой характер - река с довольно большим падением и большим количеством воды в русле(прим. связку рек Карагем + Аргут наша команда проходила в условиях сильного паводка). Похоже, что бурная вода в Сибири всегда заставляет тебя концентрироваться и не позволяет расслабиться. Карагем не был исключением. Хотя, когда ты вечером лежишь в спальном мешке и смотришь на срывающиеся с черного неба звезды, все сложности прошедшего дня забываются и приходит ощущение маленького счастья!»

Карагем

После четырех часов сплава по Карагему, мы достигли стрелки с Аргутом. В паводковую воду эта река была огромной! Стало сразу понятно, что дальше нас ждут аттракционы для взрослых.

р.Аргут от стрелки с Карагемом до Чуйского тракта – около 90 км, 1,5 дня, сложность class IV-V

Тило Шмитт (победитель чемпионата мира по экстремальному сплаву):
«В этот день мы встали рано, т.к. запланировали проплыть весь Аргут за один день. Хочется сказать сразу, эта была самая большая река в моей жизни. Я никогда не сплавлялся по препятствиям таких размеров. Сплав по Аргуту представлял собой непрерывный слалом среди гигантских бочек и еще более массивных валов. Все, как один ехали за Томасом, т.к. он единственный знал реку и линии движения в порогах. Всё вокруг было настолько большим, что временами казалось, что мы сплавляемся по бушующему океану. Никогда не испытывал ничего подобного! Это были удивительные ощущения!»

Река Аргут. Алтай

Вечером того же дня, большие языки оранжевого пламени освещали наши усталые лица и устремлялись далеко в высь, унося за собой мириады маленьких горящих комет. В этот вечер мы решили прикончить все имевшиеся запасы еды, т.к. на утро нас ожидало всего 2 часа сплава по неспешно бегущей глади Катуни и завтрак с пивом в придорожном ресторане Чуй-Оозы.

Следующей рекой в нашем списке была река Чулышман. Пожалуй, самая популярная река Алтая среди российских водников.

р.Чулышман от пос.Язула до Катуярыка – около 50 км, 2 дня, сложность class IV-V

Я провел на Алтае 6 летних сезонов и много раз сплавлялся по всем наиболее сложным классическим рекам при разном уровне воды. Лето 2010-го года просто поразило меня тем, насколько огромными были реки Алтая. В этом году воды было много везде!

Уже на спуске с Язулинского перевала было видно, насколько непривычно-полноводной была могучая артерия Чулышмана. Темно-коричневая вода с легкостью перекатывала плывущие по ней бревна, и нам ничего не оставалось, как отказаться от прохождения Язулинского каньона и начать сплав от деревни Язула. Было поздно, и у нас оставалось около часа светлого времени на то, чтобы отплыть как можно дальше от деревни и местного населения, славящихся своей агрессивностью.

Следующий день подарил нам прекрасную погоду и великолепные ощущения от сплава по Шавлинскому ущелью. Мы играли с большой водой, принимая во внимание все те правила, которые диктовал нам ревущий поток. То и дело, сквозь шум воды, были слышны радостные крики от переполнявших нас эмоций. Друг за другом разноцветные лодки резали бушующий Чулышман, то взлетая высоко вверх, то пропадая в белой пене.

р.Чулышман. Алтай

Вода была настолько быстрой, что мы с легкостью преодолели около 40 км менее чем за 4 часа. Доплыв по самого грозного препятствия на реке, 2-х километрового порога Каша, мы решили оставить его на завтрак и разбили лагерь на уютной стоянке левого берега, откуда открывался великолепный вид на громады скал долины нижнего Чулышмана.

Вечером по крыше нашего тента забарабанил дождь и, закрыв глаза, я провалился в глубокий сон, уносящий меня далеко-далеко отсюда…

За завтраком, обсудив план прохождения порога Каша, стало понятно, что больше половины нашей команды решило обнести порог и настоящих самураев осталось четверо: Сэм, Джаред, Тило и я. Мы неспешно загрузили вещи в лодки, еще раз посмотрели друг другу в глаза и начали нашу войну. Воды в реке было так много, что она не помещалась в русле и огромными фонтанами брызг устремлялась в небо. Вокруг нас постоянно рушились белые толщи воды, сопровождаемые грохотом, заполнявшим все пространство. Как потом сказали наши друзья: «С тропы река выглядела очень внушительно, в которой то и дело мелькали совсем маленькие разноцветные точки».

Уже через час после того, как мы закончили прохождение порога Каша, нашему взору открылась потрясающая картина. Большой водопад Куркуре (правый приток Чулышмана) с высоты 35 метров низвергал белый длинный галстук, переливаясь всеми цветами радуги в лучах июльского солнца.

Куркуре была нашей следующее рекой, но в ней, как и во всех остальных реках Алтая, был паводковый уровень, поэтому следующие 2 дня мы провели на турбазе в ожидании спада воды.

р.Куркуре – сплавной участок около 100 м, 1 день, сложность class V

Сложно описать, какие эмоции ты испытываешь, когда прыгаешь с водопада. Сплавной участок р.Куркуре очень короткий, но количество сливов и водопадов просто не могли оставить нас равнодушными. Это место очень популярно среди обычных туристов, но мало кто из них поднимается выше последнего водопада. А ведь именно здесь находится целый каскад сливов, прорезающих глубокую узкую щель в Русской Земле. Основная сложность этого участка заключается в том, что если ты сделал первый шаг и прыгнул первый водопад, то должен ехать до конца, т.к. вылезти на берег уже не представляется возможным. Куркуре – это отличное место для того, чтобы проверить, насколько крепки твои нервы и твой боевой дух. Ведь именно это является основной составляющей сплава по бурной воде.

р.Куркуре. Алтай

На все водопады реки Куркуре мы потратили практически целый день, снимая материал для нового фильма, после чего наш путь лежал в долину реки Башкаус. Легендарная книга, лежащая в Нижнем Ущелье Башкауса, имела какое-то особое значение для каждого из нас т.к. её страницы хранят историю всех прохождений этой реки, начиная с 1977 года.

Нижнее Ущелье Башкауса – около 60 км, 2 дня, сложность class V

Джаред Михан:

«Я думаю, мы все любим наш спорт по схожим причинам. Для меня это средство быть в контакте с природой в чистом её проявлении. Каким-то необъяснимым образом, это возвращает меня к истокам всего человечества. Каякинг для меня – это в первую очередь изучение себя, приделов своих возможностей, а так же посещение тех укромных уголков, которыми изобилует наша Планета. Мне нравится ловить себя на мысли, что я постоянно нахожусь в поиске чего-то нового. В 1977 году началась история прохождения реки Башкаус. С тех самых пор в ущелье, среди величия гор, лежит легендарная книга Башкауса, и каждый осмелившийся на прохождение нижнего каньона, может вписать себя в историю этой реки, тем самым воздав должное Игорю Базилевскому и его команде – тем, кто первыми предприняли попытку прохождения этих порогов.

р.Башкаус. Алтай

Мемориальная достка И.Базилевскому на р.Башкаус

Башкаус – это уникальная река с отличными порогами и грандиозной береговой обстановкой. Находясь в таких местах, меня часто посещают разного рода мысли: воспоминания о друзьях, которых уже нет с нами, о том, насколько тонка и уязвима человеческая жизнь, и удивительным образом это сближает тебя с теми, кто находится здесь с тобой. Наша команда - это группа лиц, говорящих на совершенно разных языках, мы все родом из разных точек нашей Планеты, с разными характерами и амбициями, но места подобные Нижнему ущелью Башкауса, сделали из нас сплоченный коллектив, в котором каждый знает, насколько надежно плечо тех, кто находится рядом. Для меня это очень важный момент в каякинге, пожалуй, это и является причиной тому, почему я занимаюсь этим видом спорта уже около 20 лет и не перестаю удивляться, насколько это здорово!»

р.Башкаус. Каякинг. Алтай

р.Чульча ниже водопада Учар до слияния с Чулышманом, около 8км, сложность class V

За последние 3 недели непрерывного сплава мы изрядно подустали, и последним серьёзным испытанием для нас стал правый приток нижнего Чулышмана, река Чульча. Это очень популярное место, которое посещают большие массы народа, т.к. всего лишь в 10-ти километрах от стрелки с Чулышманом на Чульче находится самый большой водопад на Алтае – водопад Учар (Неприступный), высотой около 160 м. Из-за этого заход на Чульчу довольно простой, т.к. идти надо по очень хорошей тропе. Сама река по характеру сильно отличается от всех остальных алтайских рек - очень мало суводей, большой уклон, пороги следуют один за другим и очень большая скорость течения. Безусловно, Чульча является одной из самых технически сложных рек Сибири, украшенной неистовством водной стихии, великолепием алтайских гор и древними легендами.

Переход с каяком

Каякинг на р. Чульча

Водопад и радуга. Алтай

На этом официальная часть нашей экспедиции была завершена. Последние 3 дня мы провели на реке Чуя, сплавляясь по порогам Мажойского каскада, о котором хочется сказать еще несколько слов.

В июле 2010-го года состоялось подписание документа между ОАО «РусГидро» и Правительством Республики Алтай о строительстве Чибитской ГЭС на реке Чуя. Если этот проект будет воплощен в жизнь, то будет затоплена нижняя часть Мажойского каскада.

Думаю, что всем стоит задуматься о том, что таких мест, как это очень мало во всем мире, не говоря уже о России. Туристы со всего мира преодолевают тысячи километров, для того, чтобы оказаться здесь и воочию увидеть великолепие этих мест. Мажойский каскад привлекает внимание не только любителей водного туризма, но и многих других представителей активного отдыха. Ведь именно отсюда берут начало множество пеших маршрутов по Горному Алтаю и Мажойских каскад на реке Чуя, является неотъемлемой частью и уникальным природным явлением всей горной системы и Сибири в целом. То, что создавалось природой многие тысячелетия, может быть уничтожено рукой человека в течении нескольких лет.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Алтай – это идеальное место для экстремального каякинга и любых разновидностей туризма. Многие из нас не знали, чего ждать от этой экспедиции и уже с первых дней нашей поездки влюбились в красоту этих мест.

Суровость гор, неповторимые краски, уникальные пейзажи и ни на что не похожая культура Алтая, оставили глубокий след в наших душах. Нет сомнений, Россия, мы еще вернемся!»

Томас Марниц и Adidas Sickline Kayak team

Закат на Алтае

P.S. Все оценки сложности рек, препятствий и скорость их прохождения, а так же выбор уровня воды – это наше субъективное мнение, которое ни в коем случае не должно приниматься, как руководство к каким либо действиям.

При подготовке материала использованы фотографии из личного архива Томаса Марница