Ошибка
  • Шаблон для данной страницы недоступен. Пожалуйста, сообщите об этом Администратору сайта.

Горный Алтай. Озеро Тальмень

День 9 (18 августа).
Скотопрогонный перевал (нулевая категория сложности, 2200 м), оз. Тальмень.

Хмурое неуютное утро где-то среди болот. Небо затянуто облаками, воздух до предела насыщен влагой. Над горами висит густой туман.

Хмурое алтайское утро

После ночного отдыха радуют приятное ощущение бодрости и полное восстановление сил. Чувствуем отличный настрой для хорошего марш-броска. Выбравшись из палатки, обнаружили, что она стоит прямо посреди черничника. Столько ягоды мы ещё не встречали, так досыта черникой ещё не наедались!

На маршрут нынче вышли поздно: в полдень. Лишь только выбрались на тропу, закрапал холодный мелкий дождик. Под ногами зачавкала жижа, а впереди нас ожидал подъём по мокрому курумнику. Но настроение утра было самым позитивным. Больше всего грела душу надежда, что сегодня мы сможем переночевать в домике, дойдя до егерского кордона, попариться в баньке, постирать вещи и, возможно, съесть что-нибудь вкусненькое. Для этого нам нужно преодолеть 18-20 км несложной дороги до озера Тальмень. На пути у нас два небольших перевала и пара неглубоких бродов.

Кстати, о питании. Ещё только девятый день похода, а уже начинает ощущаться нехватка 500-граммовой раскладки. Постоянное чувство голода не желает отступать даже после еды. Но пока голод не мешает получать удовольствие от путешествия.

Сейчас нам нужно дойти до озера Тихое, обогнуть его вдоль берега и выйти в долину одноимённой реки. Несмотря на кажущуюся лёгкость маршрута, нас ждут некоторые трудности. Да и погода несколько усложнила нам задачу.

Болотистая тропка закончилась, начался подъём по камням. Довольно экстремальный подъём, потому что камни словно намазаны чем-то ужасно скользким. Да ещё и дождь усилился, к нему присоединился град. Порой приходится карабкаться чуть ли не на четвереньках. Дополнительные сложности в наше передвижение внесли и водные потоки, струящиеся с гор.

Немного терпения и усилий – и вот мы стоим над озером Тихое. Вчера мы не разглядели его в темноте, а сегодня оно раскинулось перед нами во всей своей красе. Пока мы добирались до этого живописного водоёма, распогодилось. На небо лениво выползло солнце.

Озеро Тихое

Получили порцию морального удовлетворения от увиденной красоты, пора двигаться дальше. Обходим озеро по левому берегу, шагаем, а точнее – ползём вдоль береговой линии. Двигаемся предельно медленно, каждый шаг даётся нелегко. Трава под ногами настолько скользкая, что каждый из нас периодически скатывается вниз чуть ли не до самой воды. Местами ботинки буксуют по грязи, и вновь приходится ползти на четвереньках. Ох и не просто дался нам этот коротенький участок маршрута!

Водопад

И вот озеро позади! Где-то далеко за озером скрылся вчерашний перевал Крепкий.

Перевал Крепкий

Долгожданная долина реки и комфортная тропа! Как же приятно шествовать по ровной местности, не проваливаясь в грязь и не поскальзываясь на мокрой растительности! За свои старания и усилия решили наградить себя отдыхом на хорошо оборудованной стоянке на берегу озера. Нарвали горного лука, нашли зачерствевшую половину батона хлеба, употребили найденное. Никогда не думала, что с таким удовольствием буду жевать чёрствый хлеб, раздобытый где-то возле чужого кострища…

Отдохнули – и снова в путь. Нужно поторапливаться, впереди ещё многие километры дороги по невероятно симпатичным местам!

Алтай. Долина

Алтай

Долина

Долина реки Тихая – это довольно сильно заболоченная местность. Большую часть времени идти приходилось по хлюпающей под ногами воде. Но это гораздо проще и приятней, чем карабкаться по влажной траве и мокрым курумам. Тем временем небо расчистилось окончательно. Какой приятный день!

Брод

Вот мы и у подножия скотопрогонного перевала. Высота у него небольшая – 1962 м. Никаких усилий не составляет забраться наверх. Наверху – огромное пастбище мелкого рогатого скота. Здесь ежедневно кормится огромная отара из нескольких тысяч овец. Мы поднялись до этого высокогорного пастбища и побрели по тропке. Завидев нас, вся овечья масса, издавая многоголосное блеяние от тонюсенького сопрано до густого баса. устремилась громадным серым потоком прочь.

Скотопрогонный перевал

Ускоряемся всё интенсивнее. Скоро сумерки, а мы преодолели лишь половину пути. Стремительно двигаемся по ровной, слегка холмистой местности. Пейзажи здесь походят на стандартную заставку к «винде». Даже и на Алтай не похоже.

Холмы

Километры дороги проходим почти без остановок. Ноги начинают гудеть, а ступня, несколько дней назад заработавшая растяжение, вообще отказывается себя адекватно вести. Но мы не останавливаемся и не замедляемся. Надвигаются сумерки. Мы преодолеваем ещё один перевал (по этому перевалу гоняют стада крупного рогатого скота), и вот она наша сегодняшняя цель – озеро Тальмень!

Сумерки над Тальменем

Тальмень (Тальменное, Таймень) — озеро в долине реки Озерной в западной части Катунского хребта. Самое крупное озеро в бассейне верхней Катуни. Памятник природы.Озеро Тальмень находится на высоте 1570 м над уровнем моря. Длина 5420 м, ширина 1080 м, площадь водного зеркала 5 кв. км. Наибольшая глубина — 68 м в центре озера. Глубинную часть озера заполняет темно-серый ил. Озеро прозрачно на глубину 3,2 м. Зеленовато-бирюзовый слегка мутноватый цвет вода имеет из-за мелких частичек, которые несет река Тальменка с ледников Катунского хребта. (по материалам http://ru.wikipedia.org).

Мы находимся на территории Катунского заповедника. Здесь располагается егерский кордон с гостевыми домиками и банькой. Как же невероятно приятно ощущать аромат натопленной бани, созерцать эти уютные домишки и предвкушать сладкий сон на просторной кровати! Это был сказочный вечер! Мы от души попарились в бане, окунулись в Тальмень, вкусно поужинали и сладко уснули в тёплых кроватках…

* * *

День 10. 19 августа

Пробуждение было приятным как никогда. В окно приветливо заглядывало солнце. А за окном – необыкновенно красивый вид на озеро и горы. Как же здесь здорово!

Кордон

Тальмень

Егерь угостил нас хлебом и помидориной, а его сынишка рассказал нам множество интересных историй из своей жизни и познавательных фактов об алтайской природе. Так чудесно было сидеть на крылечке, грызть кедровые орешки, слушать этого весёлого рыжего мальчугана и радоваться тому, что ты находишься в таком замечательном месте!

Но снова нужно в путь. Сегодня у нас 15 километров дороги до подножия Хазинихинского перевала. Наш сегодняшний маршрут начался с брода через реку Озёрная.

Снова брод

Возле брода – большая огороженная каменным забором территория. Здесь, в заповедной зоне, какой-то олигарх умудрился отстроить шикарный особняк с видом на горы и озеро. Непонятно, как в эту местность доставлялись стройматериалы? Чтобы попасть сюда – есть три варианта передвижения: пеший, конный (2-3 дня хода), вертолётный. Ещё интересно, сколько же стоит земля на территории заповедника? Кроме виллы, состоятельный персонаж построил ещё и маленькую ГЭС на небольшой речушке, которая обеспечивает электроэнергией и коттедж, и егерский кордон.

После брода – длительный подъём по петляющей лесной тропе в гору, до вершины которой мы шагали почти полтора часа. Тропа очень удобная, без поваленных деревьев, корней, камней и ям.

Тальмень

Солнце разыгралось не на шутку. Поднявшись на 400 метров, мы, утомлённые жарой и полуторачасовым восхождением, развалились в теньке под кедрами, пожевали смородины, пощёлкали кедровые орешки. Было так приятно никуда не торопиться, что мы как-то сразу настроились на ходьбу в лёгком режиме, позволяющем наслаждаться природными прелестями. И это оказался наш самый простой и самый вальяжный день во всем походе. До самого вечера мы неспешно шли по безлесым травянистым возвышенностям, болтали о том, о сём; периодически останавливались отдохнуть, собрать горный чеснок и лук, кедровые шишки, ягоды, любовались пейзажами.

Алтайский пейзаж

Пейзаж

Алтай

К подножию Хазинихинского перевала мы пришли засветло. И снова очутились в черничнике. Снова объелись спелой ягодой, запаслись ею на 2-3 дня вперёд, сварили компот, нажарили кедровых шишек…

Какая чудесная августовская ночь!)

* * *

День 11. 20 августа. Перевал Хазинихинский (1А, 2600 м)

Каждую ночь снится дом, родители, друзья. Безумно скучаю. Здесь, в горах, конечно, очень хорошо, но йа уже чувствую, как тянет домой, к близким людям…

Утро жаркое. Как и вчера шпарит солнце, на небе ни облачка. После полноценного отдыха, выспавшись как следует, мы полны сил и отменного настроения для продолжения путешествия. Сегодня нам предстоит несложный маршрут не более 10 км, требуется преодолеть Хазинихинский перевал, высота которого 2600 м.

Путь начался с брода через ледяную речушку. Водой в дорогу запасаться не стали: по словам нашего предводителя, по дороге мы встретим множество ручьёв, из которых можно напиться. Однако нынешнее лето было, вероятно, настолько жарким, что ручьи пересохли… Мы довольно долго шагали по тропинке, монотонно поднимающейся по травянистой возвышенности; жарило беспощадное солнце. Ни ручейка, ни деревца, ни пятачка тени, где можно было бы укрыться от палящих лучей. Вдалеке – водопад; хотелось метнуться к нему и бежать сломя голову, лишь бы напиться воды. Ещё немного пути – и мы нашли и тенек, и долгожданный ручей!

В зное плавятся мысли, путаясь, перемешиваясь, обрываясь. Голова почти ничего не соображает, главное – идти вперед и вперед, чтобы преодолеть заветную высоту. Часа три мы взбирались вверх, по курумнику. Наконец, солнце окатило ярким светом скалы, разлилось по камням. В утомлённых солнечным блеском глазах сказочно переливались горные пейзажи. Казалось, это всё во сне, не наяву…

Алтайский пейзаж

Очень неторопливо, но при этом довольно быстро мы перевалили Хазиниху и в шесть часов вечера встали на стоянку под перевалом на берегу безымянного, очень холодного озера.